Школа

Адаптация ребенка к новому учебному году: что необходимо знать родителям

Некоторые дети с нетерпением ожидают завершения каникул, чтобы увидеться со школьными друзьями и поделиться своими впечатлениями. А некоторые начинают хныкать и заранее негативно настроены на начало учебного года. Что делать родителям, чтобы окончание каникул было максимально комфортным для школьников? Вот несколько рекомендаций.

С чем, прежде всего, приходится сталкиваться в начале учебного года родителям и учителям?

Основные проблемы, которые могут возникнуть в начале учебного года, связаны с тем, что:

  • дети неуправляемы;
  • им сложно концентрировать свое внимание и приступить к обучению;
  • часто возникают эмоциональные срывы;
  • обиды и непонимание;
  • недоверие и протесты.

Что происходит с ребенком и как ему помочь?

1. SOS — восстановить учебный режим

Это летом можно было поздно вставать и проводить время как хочется. Никто не оценивал результаты, не ставил отметок, не требовал выполнения домашних заданий. Несколько месяцев безоблачного счастья. Но отдых завершился, а расслабленный режим остался. Оцените навыки самоорганизации своего ребенка и его возраст. Чем ниже оба показателя, тем больше вашей помощи ему понадобится.

Что делать?

  • за 1 -2 недели до 1 сентября начинайте будить ребенка в 7:00;
  • важно снова научиться быстро умываться, одеваться и завтракать;
  • проверьте выполнение летнего задания;
  • с первоклассниками повторите основное, что ребенок изучал перед летними каникулами, и поиграйте в школу.

2. Подготовка к школьному году

В августе начинается настоящий школьный ажиотаж: справки о здоровье, школьные принадлежности и одежда, последние приготовления и необходимые покупки.

Кажется, что возникает настоящий ажиотаж — людей на улицах и в магазинах становится все больше, а столпотворение и очереди за школьной формой и школьными принадлежностями  вызывает у большинства тревогу, напряжение и агрессию.

Что делать?

  • составьте список дел и мероприятий по подготовке к школе и повесьте на холодильник или в другое видное место, например на стену;
  • сверяйтесь со списком ежедневно: дописывайте или вычеркивайте дела;
  • проверьте, нужна и готова ли медицинская справка;
  • запишитесь на курсы, кружки, в секции заранее.

3. Снимаем страх

Если ваш ребенок впервые идет в школу, его пугает неизвестность! И это абсолютно нормально — бояться того, с чем еще никогда не сталкивался. До 87 % первоклассников сильно волнуются, испытывают страх и тревогу перед встречей со школой. Особенно если они первые школьники в семье.

Что делать?

  • поговорите с заведующей начальными классами и организуйте ребенку экскурсию по школе. Пусть вам покажут, где находятся начальные классы, раздевалка, туалеты и столовая;
  • поиграйте в школу: пусть будущий школьник рассадит свои игрушки и проведет урок;
  • в игровой форме репетируйте, как он войдет в класс, как познакомится с одноклассниками, как будет отвечать на уроке;
  • помогите собрать портфель: обсудите, что взять с собой в школу;
  • расскажите о ваших приятных воспоминаниях, связанных со школой. Устройте праздник «Первое сентября» или «Начало школьного года»;
  • объединитесь с другими будущими первоклассниками, сделайте сладкий стол с веселыми играми про школу. А может, это будет поход в парк или семейный вечер с пожеланиями и планами на будущее.

4. Дружба VS манипулирование

Некоторые родители, желая добиться от ребенка большей управляемости и послушания, до сих пор продолжают запугивать: «Пойдешь в школу — там из тебя человека сделают», «Не будешь слушаться — в школе с тобой быстро разберутся», «С тобой в школе никто не будет дружить».

Единственное, чего можно добиться таким методом — ребенок будет бояться и негативно относиться к вам и к школе. Вы утратите его доверие, и он поймет: вы не на его стороне. В таком случае вы столкнетесь с разными формами сопротивления и отказа от обучения.

Две типичные реакции на манипулирование — это агрессия или игнорирование.

Что делать?

  • если вы в тупике отношений, обратитесь к семейному или детскому психологу;
  • будьте другом своему ребенку — поддерживайте его;
  • научитесь так задавать вопросы, чтобы получать ответы, а не отговорки;
  • подумайте, как заменить обвинения на желание понять, а угрозы — на сотрудничество;
  • не ожидайте немедленного эффекта — это не волшебная таблетка. Возможно, вам придется полностью поменять стиль общения с ребенком.

И первое, что произойдет — он не поверит, что с сегодняшнего дня вы его друг и теперь всегда будете в него верить и поддерживать! Только ваша умеренная и искренняя настойчивость способна сломать лед недоверия.

5. Старт учебного года

Вспомните, как вы вернулись из отпуска, и вышли на работу. Первые пару дней витали в облаках. Сложно было переключиться и настроиться на рабочий лад. Накопилось много дел, а задачи раздражали и отвлекали от приятных мыслей и воспоминаний? Вот и от школьника не требуйте мгновенной перестройки, это невозможно. Наш мозг устроен так, что нам нужно время на переключение. Скорость перехода в рабочий режим у каждого индивидуальна.

Что делать?

  • теперь, зная о режиме перехода, помогите ребенку включиться в работу. Если пытаться ускорить процесс, добьетесь только одного — нервного срыва;
  • научите ребенка грамотно чередовать периоды работы и отдыха;
  • спрашивайте каждый вечер, как прошел день в школе, и будьте готовы искренне выслушать;
  • сниженный фон настроения, плаксивость — показатели процесса адаптации. Следите за тем, чтобы этот период длился не дольше месяца.

6. Самостоятельность

Каждый родитель мечтает о том времени, когда его ребенок станет самостоятельным. Особенно актуальным этот вопрос становится в школьные годы. Так хочется, чтобы ребенок одевался, умывался, портфель собирал без вашей помощи, уроки делал, справлялся с разными ситуациями без взрослых, планировал работу по дому на неделю и без напоминания выполнял домашние задания… Мечты? Нет! Главное — правильно организовать процесс и на первых порах помогать своему ребенку.

Что делать?

Говорите более конкретно. Вместо «Наводи порядок» скажите «Сложи, пожалуйста, вещи на полки и вымой пол». Замените «Сделай уроки» на «Оцени свою готовность на завтра: что выполнил и что осталось сделать». Таким образом, вы возвращаете контроль за выполнением заданий ребенку. Это его ответственность, а ваша задача — помогать и быть рядом, когда надо.

Старт интенсивной работы — это время особого напряжения для всех. Кажется, что истерики, страх, непонимание и суета никогда не закончатся. Бессилие, тревога и злость через несколько дней или недель сменятся спокойствием и контролем. Все придет в норму и уляжется при вашем мудром отношении и понимании. Обсуждайте в группах и со специалистами ситуации, с которыми столкнулись. Станьте сами «учеником», тренируйтесь по-новому общаться с ребенком, понимая и поддерживая его!

Текст: Orel-roditeli.ru